Благотворительный фонд восстановления и сохранения
Православного Храма Христа Спасителя в городе Сан-Ремо

RU EN IT
История храма

Проект и строительство Храма Христа Спасителя в Сан-Ремо.

храм христа спасителя

Ближе к концу 19 века Сан-Ремо стал одним из самых модных европейских курортов. Сюда съезжались самые богатые, знаменитые и высокопоставленные люди Старого Света. Но православная община была здесь самой многочисленной и уважаемой. У русских были свои магазины, аптека, библиотека, баня, пекарня и даже небольшое издательство. Но самое главное, у них был свой храм.

Италия – католическая страна, поэтому православные храмы здесь  редкость. Тем не менее, Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо уже более 100 лет остается главной городской достопримечательностью.

Первый камень был заложен 26 ноября 1912 года. А в декабре 1913 года церковь уже освятили. Конечно, за это время строительная фирма Вернасса не успела построить монументальное здание полностью. Но строительному комитету так хотелось успеть к Рождеству, что храм освятили, не достроив. И благодарные эмигранты слушали Рождественское богослужение уже в собственной церкви.

строительство

Автором проекта стал русский Академик Щусев. Надо заметить, что Щусев – фигура неоднозначная. Он учился во Франции. Много путешествовал по Европе. Вернувшись в Россию, архитектор поступил на службу в Синод. Занимался реконструкцией церквей. В частности, построил храм Сергия Радонежского, Обитель Овруче, Покровский храм, занимался реставрацией храма Василия Великого и  зарекомендовал себя, как мастер церковной архитектуры. Удивительно, но Октябрьская революция никак не повиляла на карьеру Щусева, просто сдвинула ее в другую плоскость.

Самое знаменитое строение архитектора – московский мавзолей Ленина. Также Алексей Викторович спроектировал здание Казанского вокзала, несколько станций московского метрополитена, здание НКВД, гостиницу «Москва». План реконструкции столицы 1918-1925 годов – тоже его рук дело. И еще множество зданий по всему СССР. Щусев тонко чувствовал местную архитектуру, поэтому его творения  были уместны везде, и в Тбилиси, и в Ташкенте, и в Алма-Ате, и в Царском Селе, и в Бари, и в Венеции. Архитектор четырежды награждался Сталинской премией.

щусев

Что касается храма Христа Спасителя, то Щусев нарисовал ряд эскизов храма и создал проект, который лег в основу, но он никогда не бывал в Сан-Ремо, поэтому строительством руководил итальянский архитектор Пьетро Агости.

Пьетро Агости – не просто архитектор или инженер. Без него облик Сан-Ремо был бы совсем другим. Начинал Агости с возведения церкви в Новой Буссане, но затем сконцентрировал свои творческие усилия исключительно в Сан-Ремо. Здесь он строил роскошные гостиницы и шикарные виллы, которыми до сих пор городится городок. А в 1927 году архитектор был избран мэром Сан-Ремо. Он убедил Муссолини легализовать уже существующее в городе казино, что, несомненно, привлекло и до сих пор привлекает в город нескончаемый поток туристов.

Когда русской общине пришлось выбирать архитектора, который сможет воплотить в жизнь проект Щусева, разногласий не возникло – обратились к Агости и не прогадали.

агости

Православный храм, очень похожий на Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, уже более 100 лет является гордостью Сан-Ремо. За эти годы он отлично вписался в пышную итальянскую зелень и отлично смотрится среди пальм.

Храм высотой 50 метров, увенчан пятиглавием. В духе старых московских церквей, он украшен крестами и декоративными изразцами. Для православного храма, внутреннее убранство – очень скромное. Здесь нет золота и драгоценных камней. Единственным украшением служит иконостас. 

Информации о строительстве Храма Христа Спасителя в Сан-Ремо практически нет. Хотя когда-то русская православная община собрала богатейший материал о своем храме. К сожалению, архив был почти полностью уничтожен во время длительного судебного процесса между графом В.И. Таллевичем и членами общины. Несмотря на то, что суд граф так и не выиграл, его сторонникам удалось изъять большую часть документов. До нас дошли лишь обрывочные воспоминая современников. Принято считать, что идея строительства церкви возникла у Марии Александровны Романовой, но Анна Матвеевна Суханина, которая стояла у истоков сооружения храма, в своих воспоминаниях писала, что православная церковь в Сан-Ремо была построена по ее обеду, данному Христу Спасителю еще в Петербурге. Суханина, действительно, сыграла важную роль в деле строительства храма. Именно по ее просьбе ее двоюродный брат – знаменитый русский архитектор Алексей Щусев, выполнил все чертежи, необходимые для строительства. Идею возведения православного храма в Сан-Ремо сразу же поддержали сенатор Григорий Кристи, профессор Санкт-Петербургского университета Илья Шляпкин, сенатор обер-прокурор Саблер и еще множество высокопоставленных друзей Суханиной, проживающих в России. В тоже время, по словам Суханиной, итальянские эмигранты отнеслись к задумке с холодком. Откликнулся лишь настоятель русской церкви в Ментоне – отец Николай Аквилонов.

В документах, хранящихся сегодня в Архиве Сан-Ремо, Суханина рассказывает, как много преград пришлось преодолеть русской общине на пути к собственному храму, например, тяжбу с Таллевичем.

Воспоминания современников о графе Викторе Таллевиче весьма неоднозначны. Но тот факт, что 13 лет он судился с общиной и так ничего и не доказал, говорит о многом. В некоторых сохранившихся документах описывается, что церковь в Сан-Ремо была незаконно продана графом королеве Елене, после чего он скрылся в Аргентине, спрятав церковные архивы у своего адвоката.

Та же Суханина пишет, что граф Таллевич впервые пытался продать церковь королеве в 1924 году, но эта попытка сорвалась, так как королева узнала, что на имя Таллевича куплен только участок, на котором стоит храм. Сама же церковь принадлежит всей православной общине. Вторая попытка графа, отчаянно нуждавшегося в деньгах, произошла 1939 году. Храм пытались продать муниципалитету Сан-Ремо под музей, но снова безуспешно. Затем в своих воспоминаниях Суханина описывает третью – удачную попытку Таллевича продать храм. И вновь покупателем выступила королева Елена. Кроме записей Суханиной, упоминаний об этой странной продаже больше нет.   

Можно ли верить воспоминаниям Анны Матвеевны Суханиной? Она, действительно, стояла у истоков строительства, но в сохранившихся документах ее имя практически не упоминается.
Суханина, в девичестве – Зазулина – дворянка по происхождению, была феминисткой. Преподавала на Высших педагогических курсах в Петербурге. После отставки мужа Суханиной, семье пришлось перебраться в Сан-Ремо, так как петербуржский климат подрывал слабое здоровье их единственной дочери. Перед отъездом, несмотря на прогрессивные взгляды и образованность, Анна Матвеевна дала  обет Христу Спасителю. Суханина пообещала, если ее дочь поправится, она построит церковь его имени. Так и произошло. Анна Матвеевна добилась строительства Храма Христа Спасителя. Возможно, русская православная диаспора не захотела вписывать имя Суханиной в свою историю из-за ее левых демократических убеждений. Однако имя Суханиной вместе с именами активных участников строительного комитета и попечительского совета высечено на мраморной доске, висящей в притворе храма.

стена храма крест

Наши именитые соотечественники, построившие Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо, сделали благое дело не только для себя, они показали всей Европе русскую духовность и оставили всему русскому народу прекрасную память о себе и пример того на что нужно тратить свое время и деньги. Сегодня найти информацию о строительстве храма практически невозможно, быть может, эта информация и не нужна вовсе? Наши предки уже сделали для нашей культуры и православия все что могли, теперь пришло наше время сохранять и восстанавливать их детище, чтобы наши потомки могли гордиться нами, также как мы гордимся своими предками.    

Храм Христа Спасителя великолепен и сегодня, правда, в глаза бросается отсутствие креста на главном куполе, сразу становится понятно – храму необходима реставрация, на которую у небольшой русской общины денег нет. Возможно, пока нет.   

вид на храм с набережной