Благотворительный фонд восстановления и сохранения
Православного Храма Христа Спасителя в городе Сан-Ремо

RU EN IT
История храма

Русские (православные) в Сан-Ремо: все волны иммиграции, включая настоящее время

санремо вид

Но не только представители дома Романовых облюбовали эту часть итальянского побережья. С удовольствием отдыхали здесь и менее родовитые русские дворяне. К концу 19 века в Сан-Ремо открывается множество литературных салонов, посещаемых знаменитыми русскими фамилиями. К примеру, великий композитор Петр Ильич Чайковский переживал здесь неудачный брак и  черпал вдохновение в удивительной местной природе. Здесь родились ария Онегина и «Русская» симфония.

чайковский

За пару лет число русских, проживающих в городе, возросло в несколько раз. Богатые эмигранты скупали виллы, дачи и даже гостиницы. Жили здесь Демидовы, Оболенские, Трубецкие, Олсуфьевы, Абамелек-Лазаревы.

В начале 20 века часть местных гостиниц была полностью занята русскими. Строились русские бани, пекарни, аптеки. А в 1913 году, благодаря усилиям графа Шереметьева и деньгам графа Таллевича, у православных наконец появился собственный храм. Речь идет о Храме Христа Спасителя. Именно под его куполами собирались на литургию все представители уходящей эпохи.

Сейчас о русских в Сан-Ремо напоминают и коллекции, представленные в Музее Моды и Парфюмерии Дафне. Здесь можно увидеть платья, когда-то принадлежавшие княгиням Олсуфьевой и Оболенской, туалеты Шереметьевых, флаконы с духами и даже письма с печатью семьи Романовых.

Как это ни удивительно, бок о бок с ненавистным классом находились здесь и русские социалисты-революционеры, скрывающиеся от царской полиции. По записям местной полиции, Борис Савинков и Георгий Плеханов готовились к русской революции под ласковым лигурийским солнышком. А жена Плеханова – Розалия Боград даже открыла частную клинику, в которой лечила богатых аристократов, помогая мужу зарабатывать на русскую революцию.

петр чайковский

Все больше москвичей и петербуржцев покупали здесь дома и виллы, спасаясь в местном климате от русской зимы. А затем и от Октябрьской революции. Для Италии 20-30 годов 20 века такое количество русских эмигрантов было скорее исключением. Ведь в те времена страна была довольно бедной и индустриально не развитой, к тому же католическая церковь все еще считала православных – еретиками.

Для итальянской Ривьеры «революционные» беженцы – третья волна эмиграции. Впервые русские буржуа стали массово перебираться в Италию в конце 19 века. Потом сюда же потянулись представители левой эмиграции, скрывающиеся от царского режима после разгрома революции 1905 года. А уж затем потекли сюда и «послеоктябрьские» беженцы, пытающиеся найти хоть какой-нибудь приют. Надо отметить, что в Сан-Ремо приезжали эмигранты, имевшие средства к существованию, ведь рабочих мест здесь, практически не было.

В 1921 году в Италию отправилась и дочь знаменитого художника Александра Сведомского и Анны Николаевны Кутуковой – художница Анна Сведомская. Сюда женщина приехала, лишившись на родине абсолютно всего. В Сан-Ремо она вместе с кузиной – драматической актрисой Анной Александровной Мартыновой открыла пансион, но рисование не бросила, сейчас мы можем любоваться ее картинами в Русском музее.

сведомские в санремо

К обеспеченным эмигрантам можно отнести и чету Боткиных, обосновавшихся в Сан-Ремо в 1923 году. Александр Сергеевич Боткин, брат личного врача Николая II, также изучал медицину, но сменив специальность, стал военным капитаном. Изобрел несколько военных машин. После революции Боткины скитались по Европе, пока окончательно не обосновались в Сан-Ремо, где Александр Сергеевич вернулся к изучению медицины и борьбе с раком. Его жена была старостой русской церкви.

Мария Павловна Боткина-Третьякова, дочь основателя знаменитой галереи надолго пережила мужа и была гостеприимной хозяйкой для всех членов русской диаспоры, вплоть до смерти в 1952 году. Супруги Боткины похоронены на местном кладбище.

Еще одним видным деятелем российской эмиграции в Сан-Ремо был Леонтий (Людвиг) Андреевич фон Майер. Офицер Главного штаба, военный атташе при российском посольстве в Бельгии и Нидерландах. После революции он жил в нескольких европейских городах, но окончательно обосновался в Сан-Ремо, купив пансион, в котором и провел остаток жизни. В этот пансион заезжали погостить Немирович-Данченко, Ия Русская, Татьяна Павлова.

вид санремо

Состояла в русской общине и литератор Анна Михайловна Суханина. В Петербурге она преподавала на Бестужевских курсах. А в эмиграции увлеклась проектом строительства русской церкви и была членом совета. Именно она уговорила своего двоюродного брата А. Щусева безвозмездно сделать серию эскизов для храма. Поселившись на Лазурном берегу, Суханина вела активную политическую деятельность и издавалась под псевдонимом Иван Иванов.  

Новая порция эмигрантов пересекла границы Италии, после сталинского закона 1937 года, запрещающего иностранцам проживать в СССР. В основном это были люди, рожденные от смешанных браков, которым срочно пришлось искать новую Родину. Типична история сестер Равазо. Сестры Лидия и Варвара, родившиеся от русской матери и отца итальянца, воспитанные в России, абсолютно не знали итальянского языка, но все равно считались иностранками, поэтому им пришлось уехать на Родину отца в Сан-Ремо. Здесь женщины обратились в русскую общину за помощью и смогли наладить свою жизнь.

После Второй Мировой войны поток русских эмигрантов иссяк, и русская колония практически исчезла, лишь изредка пополняясь новыми членами. К примеру, в 1970 году в русскую диаспору неожиданно вошла Ася Норис – Анастасия Николаевна фон Герцфельд. Она родилась в 1919 году в Петрограде в семье шведа – барона Николая Карловича фон Герцфельда и Марии Продяйко. Бывший царский офицер покинул Россию вместе с новорожденной дочерью. Когда девочка подросла, ее пригласили сниматься в фильме «Трое во фраках».

ася норис

Фильм принес начинающей актрисе огромную популярность. После завершения кинокарьеры Анастасия Николаевна поселилась в Сан-Ремо, где коротала вечера с членами русской общины. Скончалась актриса в 1998 году. Ее отпевание прошло в русском Храме Христа Спасителя.

Сегодня людей, изменивших итальянскую Ривьеру уже нет в живых. От них остались лишь воспоминания, реликвии, мемориальные доски с русскими буквами на местном кладбище и, конечно же, православный храм, остающийся центром русской жизни этого края. Храм Христа Спасителя связывает прошлое и настоящее, объединяет блестящих аристократов и обездоленных беженцев. Конечно, православная община в храме 21 века состоит не только из русских, сюда приходят за утешением православные всех национальностей и каждый из них находит здесь уголок далекой Родины.

санремо виды

Город Сан-Ремо когда-то был небольшой захолустной деревушкой, но благодаря русскому дворянству и нашей императорской семье, превратился в самый шикарный курорт лигурийского побережья. Здесь отдыхали и до сих пор отдыхают русские ученые, политики, художники и композиторы. Такое скопление русское знати привлекло на курорт и других иностранцев. Слава Сан-Ремо, как модного курорта не утихает, и по сей день.

набережная

В последние годы россияне вновь стали активно интересоваться недвижимостью в Сан-Ремо, особенно домами русских аристократов 19-20 века. Но кризис внес свои коррективы и спрос на недвижимость снова упал. Несмотря на прекрасный климат, свежайшие продукты, неспешный образ жизни, респектабельных соседей и гуманные, по сравнению с соседними Францией и Монако ценами, состоятельные русские неохотно селятся на Итальянской Ривьере. А, следовательно, надежда на помощь новых русских эмигрантов в реставрации храма очень быстро улетучивается – русская община Сан-Ремо практически  не пополняется новыми членами, а прихожанами православного храма так и остаются лишь нищие беженцы, остро нуждающиеся в помощи. 

пляж санремо